Вам не кажется, что в последнее время все знакомые в соцсетях узнают, как достать инвайт в Clubhouse, или обсуждают происходящее там? В этой соцсети зарегистрированы около 8000 человек из России и около 5 млн — по всему миру. Но, может, там собрались как раз те люди, которые вам нужны? Разбираемся, что это за новый сервис, где можно поговорить с Маском и Цукербергом и стоит ли тратить на него свое время.
Правила игры
В двух словах Clubhouse — это социальная сеть, где пользователи могут общаться. Только голосом. Только владельцы iPhone (пока что приложение доступно только пользователям iOS. — Esquire). Происходит это так: сначала надо авторизоваться в соцсети, что можно сделать двумя с половиной способами. Самый популярный — найти, выклянчить или даже купить инвайт («приглашение»). Учтите, что покупка инвайтов не предусмотрена правилами сервиса и такое приглашение может быть аннулировано. Если никто не предлагает заветную ссылку — рано кусать локти: вы можете скачать приложение и оставить в нем заявку на авторизацию. Через некоторое время система, скорее всего, одобрит ваше вступление и вы можете перейти к следующему абзацу. Еще полспособа — это просьба знакомому одобрить ваше вступление. Если вы у него в записной книжке iPhone, то инвайт тратить не придется — он найдет вас в соцсети и кликнет «Let them in!». Велкам!
Теперь можете осмотреться. Если вы дали соцсети доступ к своей записной книжке, то она предложит зафолловить знакомые контакты из нее. Если еще не знакомы с Пэрис Хилтон или Биллом Гейтсом, то можете найти их через поиск. Убедитесь, что аккаунт настоящий, об этом скажут тысячи фолловеров, среди которых будут известные личности. Например, основателя Microsoft я так и не нашел — видимо, он «слишком стар для всего этого». А может, наоборот, пилит свою голосовую соцсеть с обертонами и спецэффектами. Вам будут предлагаться «комнаты» — виртуальные помещения, где будут выступать люди, на которых вы подписаны. Либо вы можете завести свою комнату и разместить ссылку на нее в традиционных соцсетях (ну как еще назвать Instagram и Twitter?), чтобы пригласить туда знакомых с аккаунтом в Clubhouse. Комната может быть забронирована заранее, чтобы пользователи успели подтянуться. Пользователь, создавший три комнаты, может организовывать группы, в которые также может набирать фолловеров — это удобно, чтобы делить сторонников по интересам.
В комнатах у пользователей есть всего три роли: создавший комнату (основатель) становится модератором, остальные пользователи — слушателями. Основатель комнаты решает, нужно ли кого-то еще из пользователей назначить на эту должность. Пользователь, который хочет высказаться, жмет значок «Поднять руку», а модераторы решают, кому дать слово, или сами предлагают высказаться определенному пользователю и превращают его в «спикера». Все. Никаких слайдов, спецэффектов, даже записи нет. Зато пока все бесплатно.
Возможно, мне повезло, но за неделю в Clubhouse мне не встречались комнаты, где стоит гвалт, обычно модераторы хорошо переключают спикеров. Впрочем, если вам не понравится, можете нажать кнопку «тихонько покинуть».
Все, в нескольких абзацах описана вся механика приложения, оцененного $1 млрд. Как такое произошло?
$1 миллиард в год
Оказалось, что такой подход может быть очень ценным. Компанию Alpha Exploatation, единственный продукт которой сейчас — соцсеть Clubhouse, запустили ровно год назад — в феврале 2020-го — предприниматели Пол Дэвисон и Роэн Сет. Они не были известными личностями до взлета Clubhouse, но работали в Кремниевой долине — в частности, Дэвидсон был сотрудником соцсети Pinterest, а Сет трудился в Google. В мае они получили на развитие бизнеса $12 млн при оценке $100 млн от известных инвесторов Марка Андриссена и Бена Хоровица. А уже в январе 2021 года тот же Хоровиц и группа инвесторов вложили в Clubhouse $100 млн по оценке $1 млрд! Пожалуй, это рекордный рост стоимости для интернет-проекта.
Практически одновременно с последним раундом инвестиций в соцсети начался просто звездопад — в ней зарегистрировались топовые фигуры из технологической индустрии, искусства, венчура и т. п. Например, в соцсети зарегистрировались Илон Маск, Марк Цукерберг, Джаред Лето. Почти ожидаемо, что там есть и один из инвесторов соцсети и один из самых известных в мире венчурных капиталистов — Марк Андриссен. Это привлекло в нее новых пользователей, которым интересно было узнать, о чем говорят топы, а при удачном стечении обстоятельств и самим задать вопрос.
Как стать известным?
Как сервис заметили известные инвесторы при столь скромной пользовательской базе (аудиторию Clubhouse оценивают в 5 млн; для сравнения: у Facebook — более 2 млрд)? Мэт Наварра (Matt Navarra), британский консультант по соцмедиа, пришел в сервис еще в октябре 2020 года. Он отмечает, что основатели поработали и учли опыт известных соцсетей Facebook, Pinterest и Snapchat. Механика с инвайтами повышала привлекательность сервиса, а первоначальное распространение в среде технологических гиков долины создало пусть небольшое, но активное ядро аудитории.
Консультант по стратегическим коммуникациям на международных рынках и сооснователь локального представительства SingularityU Анастасия Эрнайс-Эскарса уточнила, как могут работать такие связи: «Марк Андриссен [инвестор Clubhouse] через инвестпортфель связан с Илоном Маском. Возможно, этим объясняется интерес Маска. А Маск, в свою очередь, уговорил поучаствовать в On Good Time (комната в Clubhouse) Канье Уэста…» Так удалось привлечь мощных ньюсмейкеров и лидеров мнений, которые подпитывают интерес к сервису за счет качественного дорогого контента и грамотного маркетинга. А уже в России хайп вокруг приложения случился после участия в шоу Илона Маска.
Не любите голосовые сообщения? Это другое
Почему многие пользователи ненавидят голосовые сообщения, но с удовольствием ломятся в Clubhouse? При использовании сервиса становится понятно, что сравнение некорректное. Мария Глазкова, PR-партнер в фонде The Untitled Ventures, также пришла в сервис за пару недель до его популярности среди более широкой аудитории. Она вспоминает, что услышала о Clubhouse в декабре 2020 года, но тогда отнеслась к нему с предубеждением: «Голосовые сообщения, что?! Но потом попался чей-то пост про дискуссионную панель, и я решила послушать. Только в процессе поняла, что можно «поднять руку» и пообщаться со спикерами — я постеснялась. Но сейчас мне нравится, я много слушаю про венчур — это такая нескончаемая глобальная конференция». Глазкова считает, что рост рынка EdTech и, конечно, пандемия очень помогли росту Clubhouse, но в нем есть что-то полезное: «Если завтра вернулся бы мир офлайн, то ажиотаж сильно бы поутих, сейчас там все выступят, выскажут все, что накопилось за локдаун, и успокоятся. Но как PR-инструмент в пандемию Clubhouse потрясающе подходит».
Практически все собеседники Esquire отмечают, что взлету Clubhouse помогла пандемия коронавируса. Он стал хорошей альтернативой онлайн-конференциям. Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель инвестиционной компании A. Partners, объясняет: «Clubhouse появился в нужный момент, когда за время пандемии люди перенасытились привычными способами онлайн-коммуникации, — это решение, я бы сказал, в духе времени». Он добавляет, что у всех на виду пример Instagram, который был куплен Facebook в 2012 году по безумной на тот момент оценке в миллиард долларов. А сейчас инстаграм уже оценивается в $102 миллиарда — в 5 раз больше TikTok и в 6 раз больше Twitter: «Когда появляется новый способ социального взаимодействия, люди буквально ломятся туда, и фонды, дающие такую оценку, делают ставку на то, что Clubhouse может стать таким же популярным. Предопределено ли это? Никто не знает».
Александр Горный, сооснователь United Investors, также зарегистрировался в сервисе в конце января, за пару дней до того, как он стал известен в России. Он объясняет, что «работа обязывает следить за модой». Но и после пары недель в сервисе он не разочаровался в нем: «У сервиса есть не микроскопический шанс стать новой большой соцсетью, и тогда капитализация станет совсем другой. Шанс — не гарантия, но заплатить за этот шанс по оценке в миллиард [долларов] вполне справедливо». При этом он считает, что присутствие заметных фигур из мира IT и венчура в этой соцсети со временем сократится «почти неизбежно», а вот популярность среди обычных людей может сохраниться. И при аудитории в сотню миллионов монетизация возникнет неизбежно.
Наши наблюдения подтверждают мнение экспертов, что ядром являются представители IT и венчурной области. Причем закономерность сохраняется и в русскоязычных сообществах. Одна из самых больших русскоязычных групп — The Dacha, в ней состоит 2100 человек. Основной темой заявлены стартапы и знакомства. Нельзя сказать, что туда уже зашли все российские инвесторы и айтишники, но их представительство среди подписавшихся заметное. Кроме того, эта группа имеет расписание, в котором каждый день размечено несколько передач по темам — от венчурных до сложностей родительства в разных странах.
Что дальше?
Можно спорить, удачным ли кажется сервис, который заставляет разговаривать голосом, отрываться в определенные моменты от дел, но Clubhouse уже заметили и копируют. Заметили соцсеть и правительства других стран — с 8 февраля она стала недоступна в Китае. По данным CNN, соцсеть стала недоступна после того, как в ней возникли комнаты, в которых на китайском обсуждались гонения на уйгуров, вопросы демократии в Гонконге и суверенитета Тайваня. Эти политические темы всегда находились под запретом в Китае, и все локальные соцсети тщательно фильтруют их. При этом в Китае уже разрабатывается несколько клонов голосовой соцсети — никто не хочет упустить перспективную нишу, а требования регулятора можно удовлетворить. Также похожий сервис разрабатывает Facebook, а Twitter запустил Twitter Space с близкими функциями.
Евгений Кузнецов, амбассадор SingularityU в России, гендиректор инвестфонда «Орбита капитал партнерз», также оценил Clubhouse за новые возможности общения в пандемию и отметил его конкурентное преимущество: «Он привлек внимание, потому что в нем начало складываться очень хорошее комьюнити. Все венчурные инвесторы и айтишники очень нуждаются в нетворке. На этом был основан взлет Zoom, который обеспечил перевод нашего общения в онлайн. Но очень важно удобство и простота сервиса, [которое есть у Clubhouse] в отличие от зума».
В конце января сервис рассказал свои планы на 2021 год. В первую очередь это выпуск версии для Android, чтобы большее количество пользователей имело доступ к приложению. Также это задачи по локализации и добавлению функций, которые упростят использование сервиса всем потребителям. При этом компания обещает увеличить количество серверов и вложиться в свои технологии и инфраструктуру, чтобы сервис не расстраивал пользователей ошибками и недоступностью. Третья цель — безопасность и соблюдение прав человека. Содержание разговоров в комнатах Clubhouse волнует не только китайское правительство — сервис обещает улучшить инструменты по распознаванию и предотвращению злостных выходок. Так, в сентябре 2020 года в соцсети были замечены антисемитские речи. Соцсеть будет бороться с этим, увеличит возможности модераторов и даже разработает для них учебные пособия. Конечно, нам обещают, что алгоритмы научатся лучше подбирать людей, комнаты и тому подобное, рекомендуемые пользователю. Наконец, сбываются прогнозы экспертов, будут разработаны инструменты для поддержки творчества — авторы передач смогут получать переводы с чаевыми, оплатой билетов и подписок. Кроме того, для них будет запущена программа грантов.
Хотя Clubhouse и имеет миллиардную оценку, пока автор не встречал ни одного бизнеса, созданного по следам бесед в нем, или хотя бы эффективной рекламной компании. Понятно, что с момента массового привлечения пользователей прошло всего ничего, но не зря большинство экспертов отмечают, что многие участвуют в процессе «на всякий случай». Пожалуй, это не повод, чтобы упустить свой шанс и не попробовать. К тому же и о неудаче никто не узнает: все, что было в Clubhouse, остается в нем же.